Метавселенная с метавселенными. И другие AR/VR проекты, которые вы могли пропустить

TechnoLab

visibility
22 Дек 2019
indite.ru
ученому на голову падает виртуальное яблоко



Дополненная (AR) и виртуальная реальности (VR) продолжают влиять на цифровую экономику, соединяясь с блокчейн-технологиями. Метавселенные, игровые проекты и платформы на основе Web3 создают новые модели для владения виртуальными активами, монетизации контента и взаимодействия в онлайн-пространстве.


2024 год отличился несколькими заметными событиями: инвестициями в GameFi, развитием инфраструктуры метавселенных, запуском высокопроизводительных блокчейнов для AR/VR и появлением амбициозных проектов на стыке виртуальной реальности и Web3. О том, что происходило с рынком AR/VR-проектов и как эти две сферы взаимодействовали друг с другом, — в материале Лины Валитовой.

GameFi снова привлекает инвесторов​


До третьего квартала 2023 года объем инвестиций в GameFi снижался, но затем тенденция изменилась, и в 2024 году это значение росло. Поддержку сектору оказал фонд Andreessen Horowitz (a16z) — в апреле он объявил о решении инвестировать $30 млн в игровые стартапы, ориентированные на передовые технологии, включая искусственный интеллект, виртуальную и дополненную реальность, а также Web3. Для распределения средств создали акселерационную программу ранних стадий SPEEDRUN, в рамках которой каждый стартап-участник получит финансирование в размере $750 000.

AD_4nXdZl93Q8FUZoPNE-NU4qi3XY0qWFvBThUxeMw2q9wBEoWtoN8SfsPLTwD9J06L1b-LEa0u9sA_GyB3qr65b1MMW4ZKAEuCKqsFNCLf9SWNB7EK_UCkbHnC2_8anv2XdYjT3ejpGbg

Данные: Cointelegraph.

В 2024 году в сегменте анонсировали большое число игр — это результат нескольких лет разработки после предшествовавшего им бычьего цикла. Студии пересматривали бизнес-модели, чтобы привлечь и удержать игроков в условиях растущей конкуренции.


Например, команда Illuvium предложила новую модель распределения доходов.

«Вся внутриигровая выручка [...] направляется на выкуп токенов ILV с рынка. Затем они распределяются среди пользователей, участвующих в стейкинге. Чем дольше держатель токенов участвует в стейкинге, тем большее вознаграждение он получает при каждом распределении», — рассказал сооснователь и CEO Illuvium Киран Уорвик.

В марте 2024 года платформа привлекла $12 млн инвестиций для запуска игры.

От автора термина «метавселенная»​


Впервые понятие «метавселенная» было описано американским фантастом Нилом Стивенсоном в романе «Лавина». В августе 2024 года протокол Lamina1, основанный писателем совместно с новозеландской компанией Wētā Workshop, объявил о запуске проекта Artefact. Wētā Workshop известна разработками видеоигр и спецэффектами в кино, включая «Властелин колец» и «Хоббит».


Цель Artefact — разработать инфраструктуру для развития интеллектуальной собственности и совместного создания миров. Блокчейн-протокол позволит создателям и фанатам вместе развивать лор и мифологию из произведений Стивенсона. Он отметил, что это не просто очередная метавселенная, а новая методология дизайна миров, предлагающая создателям и сообществам перспективные возможности.


CEO проекта Ребекка Баркин рассказала, что Artefact представляет собой постоянно доступную виртуальную среду, позволяющую участвовать в различных историях и играх — как линейных, так и нелинейных. Для этого не требуется VR-гарнитура, что делает метавселенную более доступной для широкой аудитории.

Блокчейн Somnia​


В октябре 2024 года специализирующая на создании метавселенных компания Improbable объявила о запуске devnet-фазы блокчейна первого уровня Somnia. Он разработан для поддержки массовых потребительских приложений, таких как игры, социальные платформы и децентрализованные финансовые сервисы.


Блокчейн способен обрабатывать более 400 000 транзакций в секунду с задержкой менее секунды и низкими комиссиями. Он совместим с Ethereum Virtual Machine, что позволяет разработчикам легко переносить существующие dapps на новую платформу.


Пропускная способность Somnia открывает возможности для создания интерактивных приложений, включая игры со сложными экономическими системами и большим количеством пользователей.


Рынок токенов​


В отличие от хайповых и спекулятивных сегментов криптоиндустрии вроде мем-коинов, рынок AR/VR-токенов не показывает заметной динамики. Согласно данным CoinGecko от 12 февраля 2025 года, совокупная стоимость топ-монет из сегмента AR составляет ~$55,4 млн.

AD_4nXc8WKqTAmyKn1_E6rXqIYtVBZ5MPbdcTbNNxKJ8wSRNy1soCmkPbSi_cEX3VseUd2sSWfHQVjrtHTXu0NVUrU7M33nwOASZxg0RvMjGgqIc0XfhNSw3fv6G-gHtnWyaWu-m35Y_Eg

Данные: CoinGecko.

Лидер списка — токен MOC проекта Mossland с капитализацией $36,2 млн. Это мобильная AR-игра с геолокационной механикой, основанная на концепции виртуальной недвижимости. Пользователи могут находить реальные объекты поблизости, приобретать и продавать их в цифровом пространстве внутри экосистемы.

AD_4nXf_znPNp0nL6DxwA2W0QkslVEpd1kUIYsZpPaBYrSkAM7LMMQf2R0vF4tDa98Vi81BljTC-RezmQuUhMoUQMLpotjeF-a_fC3UNCQg2THEQx8AEg4zjJ7787Xt24pp2gFwpPyFRzg

Информация о токене MOC. Данные: CoinGecko.

По состоянию на 12 февраля 2025 года совокупная стоимость топ-токенов из сегмента VR — $150,7 млн.

AD_4nXeH2ZQHDj0V0hYPhMXL5lxUfqGvaJDDFbQjonJOdfhsM1jkSdQbAgIQlqTiGZfS-7GTu1elFBX9MrTqVAvhVjdcWpvj8sad-Knvk5RYhsBSfawnjK1WYIY7GAwqYZ9Fc8EKlkl6Ng

Данные: CoinGecko.

Лидером списка является токен проекта PAAL AI, направленного на интеграцию искусственного интеллекта в блокчейн-экосистему. PAAL служит основным средством обмена внутри платформы, поддерживая различные ИИ-ориентированные приложения и сервисы. Цена PAAL по состоянию на 11 февраля 2025 года составляет $0,1581, а рыночная капитализация достигает $139,2 млн.

AD_4nXcKNrjAmQH93cW67wcKvBK09qaE4Je02kb3KyqkWm3AO2RLYuIFOdjPBVhwRm-s5Y2Md3DBNScgoO_Ait2E3U4zECVtdQlqHqtTDBHB9T2GJBEb-tvnw-qp-A2TXggp7W9XPF6Npg

Информация о токене PAAL. Данные: CoinGecko.

Блокчейн — недостающее звено для AR и VR​


Еще недавно технологии виртуальной и дополненной реальности были скорее научно-фантастическими сюжетами, но сегодня они стремительно интегрируются в цифровую экономику. Сервис Statista прогнозирует, что потребительский рынок VR увеличится с менее чем $16 млрд в 2024 году до более чем $18 млрд к концу 2025 года. В основном за счет игровой индустрии, обучения и корпоративного взаимодействия удаленных сотрудников.


Блокчейн и технологии AR/VR вместе образуют фундамент для новой цифровой экономики. Виртуальные миры и дополненная реальность требуют прозрачных механизмов владения активами, безопасных транзакций и децентрализованных платформ, а распределенный реестр идеально подходит для решения этих задач.


Технология блокчейна позволяет закреплять права собственности на виртуальные объекты — от внутриигровых предметов до цифровой недвижимости и уникальных AR-артефактов. Благодаря NFT пользователи получают не просто доступ к контенту, а подтвержденные, неподделываемые права на владение, что делает цифровые активы полноценной частью экономики Web3.


Еще одно важное преимущество — децентрализация. AR и VR-проекты на блокчейне позволяют создателям контента монетизировать разработки напрямую, минуя посредников. Это снижает издержки, повышает автономность проектов и делает цифровые вселенные по-настоящему пользовательскими.


Безопасность и прозрачность блокчейна также усиливают доверие к цифровым экосистемам, обеспечивая защищенные транзакции и исключая мошеннические схемы. А возможность свободного перемещения активов между различными метавселенными и AR-платформами расширяет пользовательский опыт, делая виртуальный мир более связным и экономически устойчивым.


Взаимодействие блокчейна и AR/VR — не просто тренд, а логичный шаг в эволюции digital-пространств. Вместе эти технологии создают экосистему, где виртуальная собственность, экономика и пользовательские взаимодействия выходят на новый уровень, формируя будущее цифрового мира.